Юлeчка (6e_4uvstvo) wrote,
Юлeчка
6e_4uvstvo

Category:

Проверила-2

...и отвяжусь уже от вас - будем дальше беспредметно ржать. Маниаков же правописания приглашаю под кат - я, наконец, скрупулезно разобрала и систематизировала все подвернувшиеся ошибки.

Для начала - текст с авторской и - в квадратных скобках - вариативной пунктуацией. Ну, и орфографией, конечно.

Гузель Яхина
Учитель словесности
Часть 3. Вечер


…Бах спускался с крыльца школы [ - ] и оказывался на площади, [ _ / - ] у подножия величественной кирхи [ , / -]с просторным молельным залом в кружеве стрельчатых окон и громадной колокольней, напоминающей остро заточенный карандаш. Шел мимо аккуратных деревянных домиков [ , / -] с небесно-синими, ягодно-красными и кукурузно-желтыми наличниками; [ , ] мимо струганых [ строганых] заборов; [ , ] мимо перевернутых [ , / ( / -] в ожидании паводка [ , / ) / -] лодок; [ , ] мимо палисадников с рябиновыми кустами. Шел так стремительно, [ - / ( ]громко хрустя валенками по снегу или хлюпая башмаками по весенней грязи, [ ), ]что можно было подумать, будто у него десяток безотлагательных дел, которые непременно следует уладить сегодня…
Встречные, замечая семенящую фигурку учителя, иногда окликали его и заговаривали о школьных успехах своих отпрысков. Однако тот, запыхавшийся от быстрой ходьбы, отвечал неохотно, [ - ] короткими фразами: [ - ] времени было в обрез. В подтверждение доставал из кармана часы, бросал на них сокрушенный взгляд [ - ] и, качая головой, бежал дальше. Куда он бежал, [ - ] Бах и сам не смог бы объяснить.
Надо сказать, [ : ] была еще одна причина его торопливости: [ -] беседуя с людьми, Якоб Иванович заикался. Его тренированный язык, мерно и безотказно работавший во время уроков и без единой запинки произносивший многосоставные слова литературного немецкого, легко выдавал такие сложноподчиненные коленца, что иной ученик и начало забудет, пока до конца дослушает. Тот же самый язык вдруг начинал отказывать хозяину, когда Бах переходил на диалект [ , / - ] в разговорах с односельчанами. Читать наизусть отрывки из «Фауста», к примеру, язык желал; [ , ] сказать же соседке: «А балбес-то ваш нынче опять шалопайничал! [… / _ ]» - не желал никак, [ : ] прилипал к небу и мешался меж зубов как чересчур большая и плохо проваренная клецка. Баху казалось, что с годами заикание усиливается, но проверить это было затруднительно: [ - / ,] беседовал с людьми он все реже и реже… Так текла жизнь, в которой было все, [_] кроме самой жизни, - спокойная, полная грошовых радостей и мизерных тревог, некоторым образом даже счастливая.


РАЗБОР
Отличника в проверенных мною работах нет ни одного. Каждый раз, взяв в руки очередной бланк и пробежав глазами первые, вроде бы, грамотно написанные строчки, замирала с надеждой: ну! ну! Нет же: текст постепенно все усложняется и усложняется, и никто не прошел по этой ниточке идеально до конца.
В результате, из пятидесяти работ - 20 "четверок", 15 "троек" и 14 "двоек", то есть, грустных рожиц((
Пятидесятая работа оказалась иностранного студента; я это перевести не в состоянии, отнесу назад))

ОРФОГРАФИЯ

Самая распространенная орфографическая ошибка - струганНых. Я насчитала ее в 23-х работах из 49.
Вторая по популярности – грошЁвых. Нашла 15.
Прекрасное слово – чересчур. Масса вариантов для написания: черезчур (10), через-чур (2), через чур (3). Вооот.
Вобрез - 4.
Слово малельный вместо молельный -4. И даже малейный -1. (В том же двоечном диктанте встречаются (сразу уж) стретчатые (окна, если кто не узнал), хотьбы (ходьбы, в смысле), величевственно и грашовых. Впрочем, я зря так: нетипично оно в целом. И молодец кто-то – не побоялся испытать себя).
Слово палисад тоже знают не все. И полисад и полесад (кстати: поле – сад, да?). Четверо.
Тренерованный – 3. Парочка неприменно.
Небесносиний (и иже с ним)– 2 и небесно синий – тоже 2.
Шалопаями давно уже как-то не ругаются. Поэтому два шелопайничал. Парочка шалопальничал. И один шелопалничал. С другой стороны, кто мешает читать книги о прошлом? Там и не такое есть.
Была парочка плохопроваренных клецок и острозаточенных, а также остро-заточенныхкарандашей.
Сименящая походка – у двоих. Бошмак раз попался. А, да, и болбес.
Ну, ладно, не буду сильно докапываться.

ПУНКТУАЦИЯ

Пунктуации было много, конечно. Больше, чем орфографии.
Я сделала ошибку в последнем предложении, после слов «…кроме самой жизни…». И если бы только я: нашла в этом месте 25 двоеточий! (Ну, так и просится перечисление!) Еще 5 тире, 8 запятых и пара точек с запятой. Прелесть в том, что, в отличие от большинства сложных пунктуационных моментов, в данном случае эксперты не дают вариантов. Только запятая, закрывающая обособление, - и тире.
И еще смутно вспоминаю: не обособила ли «некоторым образом»? А оно там ни разу не вводное…
Одна девочка безупречно дошла до конца и в последнем предложении сделала то же, что и я: двоеточие после «…кроме самой жизни…» и обособила «некоторым образом» как вводное.
Другая идеально с точки зрения экспертов провела всю пунктуацию. Но, видимо, при проверке ум зашел за разум – и она исправила О на Ё в слове «грошовых» и совсем уж невообразимо, зачеркнув слово «коленца», написала… ёлки, рука не поднимается… «каленцца»… А шла на пятерку, ё…
Еще один умный парень, явно претендовавший, поставил тире без запятой после «…кроме самой жизни…», тоже обособил «некоторым образом» и – опять же, невообразимое – взял да и зачеркнул одну Н в слове «деревянных» в орфографически идеальном диктанте.
Остальным, даже двоечникам, такого не пришло в голову.
Неисповедимы пути…

Также было достаточно много «вариативности» в пунктуации при прямой речи внутри слов автора в фрагменте: «…сказать же соседке: «А балбес-то ваш нынче опять шалопайничал!» - не желал никак…»

Без двоеточия после слов автора – 1. Тире вместо двоеточия – 1. Совершенно без кавычек – 1. Восемь человек зачем-то поставили запятую после кавычек: […шалопайничал!», - не желал никак… ]/ Совершенно ничего не поставили еще восемь: […шалопайничал!» не желал никак…]
Еще были затыки такого рода: Куда он бежал? - Бах и сам не смог бы объяснить. Шестеро. А еще трое первую часть с ненужным вопросом дополнительно в кавычки закатали.
Также в первом, лихо закрученном, предложении многие терялись с пунктуацией и колокольню всячески склоняли – увязали в согласовании падежных окончаний, не понимая смысла. Вообще вот такие непониматели смысла – первые кандидаты в двоечники. Их видно с первых строк.
Вооона какой теперь у меня опыт проверяльщика!
Надеюсь, вся эта моя могучая деятельность кому-то пригодится.
Tags: ликбез, не проходите мимо, тотальный диктант
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments